Дети с нарушением ЗПР (Задержка в психическом развитии)

Дети с нарушением ЗПРЗадержка так называемого психического развития, сокращенно – ЗПР, представляет собой отставание различных процессов в психике и совершенная незрелость не только в эмоциональной сфере, но и в волевой у детей разного возраста. Данную проблему можно разрешить при помощи обучения, а также воспитания.

ЗПР у детей

Задержка в психическом развитии, как правило, характеризуется нарушениями речи, моторики, мышления и даже памяти, трудностями в поведении. Эмоции у таких детей неустойчивые и отличаются примитивностью. Как правило, они довольно плохо учатся в школе. Диагностируют ЗПР комиссией. Работают с диагнозом и психологи, и педагоги, и обязательно медики.

ЗПР – это обратимые нарушения в эмоциональной и обязательно волевой, а также интеллектуальной сферах. Дети зачастую испытывают серьезные сложности при обучении. На данный момент от этого диагноза страдают от 15 до 16 процентов всей детской популяции. В некоторых случаях в качестве причины выступают так называемые органические нарушения. Именно поэтому должны подключиться различные медицинские специалисты: к ним относятся педиатры и непременно неврологи. Как правило, задержка в так называемом психическом развитии происходит неравномерно. Диагноз же можно поставить ребенку только после пяти лет, в основном это делают в процессе обучения.

Причины задержки психического развития

Основу же составляют не только биологические, но и различные социальные и даже психологические факторы, которые могут привести к задержке в эмоциональном развитии малыша. В качестве причины иногда рассматривают не такие грубые органические повреждения всей центральной нервной системы. При этом мозг не развивается должным образом, и происходят различные нарушения деятельности и психического развития ребенка.

Такие сложности могут возникать из-за достаточно тяжелых токсикозов, при гипоксии плода, недоношенности, по причине воздействия внутриутробных инфекций. В раннем возрасте к данной проблеме приводят различные соматические заболевания: рахит, грипп, а также гипотрофия, различные черепно-мозговые травмы, а также эпилепсия.

ЗПР также  может быть выявлено у многих членов в семье. Это говорит о том, что оно в какой-то степени обусловлено генетикой.

Задержка в психическом развитии может возникать под сильным влиянием различных социальных факторов. Зачастую такие дети приобретают подобные проблемы из-за гиперопеки или же гипоопеки, довольно серьезного воспитания, а также дефицита общения не только с взрослыми, но и даже сверстниками. Если у ребенка возникают проблемы со слухом и зрением, а также различные дефекты речи, то может возникнуть ЗПР.

 

Классификация ЗПР

В основном группа детей с так называемой задержкой психического развития совершенно неоднородна. В сфере психологии на сегодняшний день существует большое количество разнообразных классификаций. Давайте же рассмотрим классификацию, которая была предложена много лет назад Лебединской.

Конституационная форма ЗПР, как правило, обусловлена сильным замедлением созревания центральной нервной системы. При этом может быть психофизический и даже психический инфантилизм. Ребенок ведет себя, словно ему намного меньше лет. Страдает физическое развитие, а также волевая сфера. Они не только эмоционально лабильны, но и непосредственны. У них могут быть нарушения внимания и памяти.

ЗПР так называемого соматогенного характера в основном возникает из-за тяжелых и достаточно длительных респираторных заболеваний, причем в довольно раннем возрасте. При этом центральная нервная система способна вовсе не развиваться должным образом. У детей, как правило, может наблюдаться сердечно-сосудистая недостаточность, а также бронхиальная астма, пневмония и даже почечная недостаточность. Такие дети могут много времени проводить в больницах, страдают от так называемой астении. Малыши не отличаются повышенной работоспособностью, у них слабо работает память, внимание довольно поверхностное, навыки работы плохо формируются.

ЗПР психогенного генеза характеризуется неблагоприятными и трудными социальными условиями. Это и безнадзорность, и жестокое обращение, и гиперопека. Дети психически неустойчивы, довольно импульсивны, отстают в своем развитии. Если будет проявляться сильная забота, сам ребенок также может быть безынициативным, безвольным, эгоцентричным, нецелеустремленным.

ЗПР органического генеза встречается, как правило, чаще всего. При этом бывает негрубое органическое поражение всего головного мозга. В данном случае все эмоции и воля слабо формируются, отсутствует яркость, а также живость эмоций, уровень притязаний довольно снижен. Дети внушаемы, у них бедное воображение, они также могут отличаться расторможенностью в движениях.

 

Дети с нарушением ЗПР

Если у маленького ребенка наблюдаются серьезные задержки в развитии, то у него будет не такое сильное нарушение интеллекта, однако, может страдать речь, мышление, память, а также восприятие и непременно внимание. У ребенка, как правило, фрагментарное восприятие, оно замедленно и довольно неточно. Зрительное же восприятие развито, как правило, лучше всего, немного хуже – слуховое. Именно по данной причине объяснять учебный материал таким детям лучше с наглядными картинками, а не просто на слух. У детей же с задержкой в психическом развитии довольно нестойкое внимание, оно поверхностно. Шумы и стимулы могут отвлекать самого ребенка и просто переключать его внимание.

Ситуации, в которых необходимо сконцентрировать внимание, сосредоточиться, могут вызывать различные трудности. Если будет переутомление и довольно сильное напряжение, могут проявлять себя синдром гиперактивности, а также дефицита внимания.

У детей, как правило, преобладает так называемое наглядное мышление. Образное же может сильно страдать. А вот если говорить о логическом мышлении, то оно совершенно затруднено без серьезной помощи старших. Малыши с такими проблемами могут испытывать трудности не только с синтезом и даже обобщением, а также сравнением, никак не могут даже сформулировать какие-либо выводы.

Если говорить о сферах личности, дети достаточно эмоционально неустойчивы, настроение меняется быстро. Ребенок считается безынициативными, достаточно внушаемыми, безвольными. А личность — совершенно незрелая. Могут проявлять себя аффекты, конфликтность, агрессивность, сильная тревожность. Такие дети довольно замкнутые: предпочитают проводить время в одиночестве, не хотят общаться со своими сверстниками. Игровая же деятельность характеризуется серьезной стереотипностью и сильным однообразием, нет какого-либо сюжета. У отсутствует фантазия. Страдает и координация. Особенность же задержки характеризуется тем, что ребенка нужно постоянно обучать и воспитывать.

Как корректируют ЗПР

Работа с детьми обязательно должна проводиться с активным участием неврологов, педиатров, профессиональных логопедов. Корректировать данную проблему желательно начинать с детского сада. Это занимает длительное время. Учебный материал лучше преподносить дозировано, должны присутствовать материалы в наглядной форме, постоянное повторение и даже смена видов деятельности. Необходимо развивать восприятие, а также мышление и даже память. Детям очень нравится арт-терапия, сказкотерапия.

 

(Visited 29 times, 1 visits today)