Последнее изменение
Развитие мелкой моторики у детей – залог успеха вашего ребенка во многих сферах жизни. «Ладушки», «Сорока-ворона кашу варила», «Мальчик-пальчик, где ты был», «Идет коза рогатая» — наши далекие предки, видимо, тоже осознавали важность игр ручками в развитии крохи.
Мелкая или тонкая моторика – это набор слаженных действий, нацеленных на выполнение необходимых и безошибочных движений кистями и пальцами, в процесс работы задействованы многие основные системы организма (костная, нервная, мышечная, и зрительная).
С помощью мелкой моторики производится огромное количество движений, от обычных бытовых жестов до действий, требующих безупречной точности.
Если говорить об анатомии, то в головном мозге большую часть первичной моторной коры занимает отображение кисти, расположенное к тому же очень близко от области Вернике (речевой зоны). Отсюда следует вывод, что тонкая моторика неразрывно связана также и с развитием речи у ребенка.
Такие высокие сферы сознания, как внимание, зрительная и кинестетическая память, умение наблюдать, размышлять, ориентироваться в пространстве, творческое воображение можно простимулировать с помощью развития мелкой моторики. Вся последующая жизнь вашего чада потребует точных согласованных действий пальцами рук, чтобы обслуживать себя в быту, рисовать, писать, поэтому начинать развивать тонкую моторику необходимо прямо с пелёнок.
Начинать можно массажируя кисти и пальчики, что принесет и общую физиологическую пользу малышу, так как на пальцах рук множество активных точек, связанных с жизненно важными органами. Нужно давать ухватиться ребенку за ваш палец и подтягивать его вверх, это улучшит его хватательный рефлекс, а в дальнейшем – пинцетный захват (способность брать предмет пальцами, без помощи ладони). Очень хорошо массировать ручки резиновыми «колючими» мячиками, которые можно купить в любой аптеке. Давать перебирать сначала предметы среднего размера, а затем более мелкие. Очень удобно пользоваться слингобусами с разными текстурами (купить или сделать своими руками) в момент кормления крохи или прогулок.
С малышами чуть постарше полезно использовать потешки и стишки с использованием ручек, выше упомянутые — «Ладушки» и т.д. Предметы для игр под присмотром (!) могут быть более мелкими – пуговицы, бусины, макароны Очень хорошо прятать игрушки в крупы или позволить малышу рисовать на них, рассыпав (например, манку) на подносе.
Всевозможные пирамидки, пазлы, конструкторы, шнуровки, лепка, вырезание из картона и бумаги, пальчиковый театр, рисование, в том числе пальчиками помогут вашим деткам быстрее и многограннее развиваться.
Сегодня огромный выбор развивающих игрушек для детей, многие из которых можно сделать и самостоятельно, заодно тренируя и свою тонкую моторику, что всегда полезно для мозга, в любом возрасте.
Важно помнить, что занятия должны проходить в форме игры, быть разнообразными и регулярными, даже гуляя по улице можно собирать цветочки, шишки, камушки. Выбирать игры необходимо, подходящие именно вашей детке по возрасту и уровню развития.
В идеале дети дошкольного возраста должны освоить следующие навыки, связанные с развитием мелкой моторики:
- рисовать, прорисовывая мелкие детали;
- пользоваться ножницами, вырезая крупные фигуры;
- лепить из пластилина мелкие детали;
- раскрасить картинку, не заходя за контур и без пробелов;
- чистить зубы и умываться;
- расстегивать и застегивать пуговицы;
- одеваться и обуваться;
- справляться со шнурками на обуви и застегивать молнии;
- наливать в чашку напиток.
Невозможно не вспомнить слова именитого педагога-новатора В.А. Сухомлинского:
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев
Играйте со своими детьми, процесс покажется вам увлекательным, а результаты не заставят себя ждать и будут радовать.