Развитие мелкой моторики у малышей

Развитие мелкой моторики у детей – залог успеха вашего ребенка во многих сферах жизни.  «Ладушки», «Сорока-ворона кашу варила», «Мальчик-пальчик, где ты был», «Идет коза рогатая» — наши далекие предки, видимо, тоже осознавали важность игр ручками в развитии крохи.

Мелкая или тонкая моторика – это набор слаженных действий, нацеленных на выполнение необходимых и безошибочных движений кистями и пальцами,  в процесс работы задействованы многие основные системы организма (костная, нервная, мышечная, и зрительная).

С помощью мелкой моторики производится огромное количество движений, от обычных бытовых жестов до действий, требующих безупречной точности.

Если говорить об анатомии, то в головном мозге большую часть первичной моторной коры занимает отображение кисти, расположенное к тому же очень близко от области Вернике (речевой зоны). Отсюда следует вывод, что тонкая моторика неразрывно связана также и с развитием речи у ребенка.

Такие высокие сферы сознания, как внимание, зрительная и кинестетическая память, умение наблюдать, размышлять, ориентироваться в пространстве, творческое воображение можно простимулировать с помощью развития мелкой моторики. Вся последующая жизнь вашего чада потребует точных согласованных действий пальцами рук, чтобы обслуживать себя в быту, рисовать, писать, поэтому начинать развивать тонкую моторику необходимо прямо с пелёнок.

Начинать можно массажируя кисти и пальчики, что принесет и общую физиологическую пользу малышу, так как на пальцах рук множество активных точек, связанных с жизненно важными органами. Нужно давать ухватиться ребенку за ваш палец и подтягивать его вверх, это улучшит его хватательный рефлекс, а в дальнейшем – пинцетный захват (способность брать предмет пальцами, без помощи ладони). Очень хорошо массировать ручки резиновыми «колючими» мячиками, которые можно купить в любой аптеке. Давать перебирать  сначала предметы среднего размера, а затем более мелкие. Очень удобно пользоваться слингобусами с разными текстурами (купить или сделать своими руками) в момент кормления крохи или прогулок.

С малышами чуть постарше полезно использовать потешки и стишки с использованием ручек, выше упомянутые — «Ладушки» и т.д. Предметы для игр под присмотром (!) могут быть более мелкими – пуговицы, бусины, макароны  Очень хорошо прятать игрушки в крупы или позволить малышу рисовать на них, рассыпав (например, манку)  на подносе.

Всевозможные пирамидки, пазлы, конструкторы, шнуровки, лепка, вырезание из картона и бумаги, пальчиковый театр, рисование, в том числе  пальчиками  помогут вашим деткам быстрее и многограннее развиваться.

Сегодня огромный выбор развивающих игрушек для детей, многие из которых можно сделать и самостоятельно, заодно тренируя и свою тонкую моторику, что всегда полезно для мозга, в любом возрасте.

Важно помнить, что занятия должны проходить в форме игры, быть разнообразными и регулярными, даже гуляя по улице можно собирать цветочки, шишки, камушки. Выбирать игры необходимо, подходящие именно вашей детке по возрасту и уровню развития.

В идеале дети дошкольного возраста должны освоить следующие навыки, связанные с развитием мелкой моторики:

  • рисовать, прорисовывая мелкие детали;
  • пользоваться ножницами, вырезая крупные фигуры;
  • лепить из пластилина мелкие детали;
  • раскрасить картинку, не заходя за контур и без пробелов;
  • чистить зубы и умываться;
  • расстегивать и застегивать пуговицы;
  • одеваться и обуваться;
  • справляться со шнурками на обуви и застегивать молнии;
  • наливать в чашку напиток.

Невозможно не вспомнить слова именитого педагога-новатора В.А. Сухомлинского:

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев

Играйте со своими детьми, процесс покажется вам увлекательным, а результаты не заставят себя ждать и будут радовать.

 

 

 

(Visited 15 times, 1 visits today)