Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте

Современная жизнь требует от нас скорости, гибкости и много энергии. В первые ряды качеств, необходимых для адаптации в сегодняшнем обществе, все чаще выбиваются уверенность, мобильность и стрессоустойчивость. Кстати последняя оказалась в приоритете буквально несколько лет назад. О чем все это говорит? Мы слишком мало внимания уделяем своим эмоциям.

Бешеный ритм жизни в двадцать первом веке уже свел с ума не один десяток людей. Нас терзают начальники, помешанные на получении сверхприбыли, агрессивная конкурентная среда лишает покоя и сна людей делового мира. В результате самыми распространенными заболеваниями становятся невроз, депрессия и другие недуги подобного рода. Психиатры и психологи завалены работой и посылают тревожные сигналы обществу.

И вот один из них: занимайтесь эмоциональным воспитанием своих детей! 

Давайте же разберемся: что это такое и с чем его едят.
Наши бабушки и дедушки в вопросах воспитания придерживались трех правил:

  1. дети должны расти в строгости;
  2. детей должно быть видно, но неслышно;
  3. слезы и истерики – первый признак избалованного ребенка.

Сегодня наука психология шагнула далеко вперед.
И на смену старым пришли новые приоритеты:

  • строгость вовсе не означает стремление вырастить хорошего человека, зачастую это всего лишь проявление родительской слабости и беспомощности;
  • роль мамы и папы уже не ограничивается старыми рамками: одеть, обуть, накормить. Опытным путем установлено, что родители должны, прежде всего, общаться со своим ребенком с первых дней его жизни;
  • истерики и плачь – единственный способ, с помощью которого малыш заявляет этому миру о себе, своих правах и желаниях.

И вот перед нами вырисовывается уже совсем другая картина воспитательного процесса – общение, основанное на безусловной любви, с последующим созданием доверительных отношений и безопасной привязанности.

Что же конкретно включает в себя этот процесс? Рассмотрим для наглядности несколько самых типичных ситуаций. 

Представьте: ваш малыш бьется в жуткой истерике, требуя что-то очень опасное и запретное.

Согласно старой методике, вы должны либо устроить ему хорошую взбучку, либо, при самом гуманном подходе, просто не обращать на это внимание.

В новой системе предусмотрена следующая последовательность действий: опускаемся на колени рядом с малышом, обнимаем его или просто берем за плечи, смотрим в глаза и говорим как можно спокойнее: «Ты расстроился и обиделся на меня. Мне очень жаль, но я не могу дать тебе эти спички. Они очень опасны. Мне, правда, очень жаль». Как утверждают специалисты, такой подход действенен с 2 лет, а до этого времени будет целесообразнее просто переключить внимание ребенка на что-то более интересное и безопасное.

Вот еще ситуация: малыш не хочет идти в детский сад. И снова вместо традиционных крика, угроз и оскорблений действуем по вышеуказанной схеме: опускаемся на уровень бунтовщика, находим с ним телесный контакт и мягко констатируем эмоции, которые тот испытывает. Затем искренне сочувствуем и договариваемся, что вечером вместе обсудим этот инцидент и его причины. В конце очень эффективно запланировать какое-нибудь приятное мероприятие, которое будет ждать малыша по возвращению из сада.

Казалось бы все очень просто и лежит на поверхности, но как порой трудно удержаться от инерции: не накричать, не устыдить, не унизить. Ведь у каждого из нас перед глазами пример и опыт собственных родителей, который так хочется повторить (подсознание сильная штука).
Но надо удержаться! Вспомните все обиды и комплексы, накопленные за годы родительского воспитания, посмотрите на своего ангелочка, мысленно пожелайте ему всего самого хорошего.

Затем глубоко вдохните и выдохните, усмиряя собственные бушующие эмоции, и окунитесь, наконец, всем сердцем в эмоциональную жизнь своего малыша.

Существуют еще так называемые возрастные кризисы, о которых родители должны знать и быть к ним готовы.

(Visited 11 times, 1 visits today)