Педагогика Марии Монтессори: плюсы и минусы

Методике воспитания М. Монтессори в 2017 году исполняется 110 лет. И за этот долгий срок по ней обучили миллионы людей во всем мире. В настоящее время она особенно популярна в России, ее внедряют все больше учреждений. Но у нее немало и противников. В чем же ее особенности?

Итальянский врач, ученый и педагог Мария Монтессори исследовала природу детства с помощью метода научного наблюдения и предоставления подопечным максимальной свободы, что помогало раскрыть их индивидуальность и потенциальные возможности. Для этого в садике создается специально организованное пространство, поделенное на зоны: языкового и сенсорного развития, жизненной практики, математического мышления и естественно-научных знаний.

В учебном помещении нет привычных столов и стульев, все свободно перемещаются по комнате и выбирают занятие по душе, а воспитатель лишь направляет и вмешивается только при возникновении сложностей. Главный принцип — «Помоги мне сделать самому».

Плюсы:

  1. Создатель системы – женщина. И не просто женщина, а профессиональный педагог, посвятивший работе с детьми всю жизнь и как никто знающий трудности, с которыми они сталкиваются по мере роста.
  2. Большое внимание уделяется тонкой моторике, которая необходима для полноценного развития коры головного мозга, речи, эмоциональной сферы и мыслительной деятельности. Малыши окружены мелкими предметами (кубиками, бусинками, горошком, шнурками) и постоянно что-то делают руками.
  3. Одно из несомненных преимуществ — исключается какое-либо насилие: строго запрещено наказание, критика, принуждение или повышение голоса.
  4. Курс учит независимости и самообучению, порядку и дисциплине с ранних лет
  5. Развивается в основном левое полушарие мозга, то есть логическое и аналитическое мышление. Дети в итоге очень рано начинают читать и писать.
  6. Группы разного возраста занимаются вместе, что способствует социальной адаптации и учит жить в коллективе. При этом они разбиваются по интересам, контактируют и находят общий язык со сверстниками.
  7. С чем, как и сколько работать, выбирает малыш, а не воспитатель.
  8. Такое обучение дает ребенку то, чего ему обычно не хватает: самостоятельность, доступность и наглядность материала. Он стремится во всем разобраться, может исправить ошибку, что повышает его уверенность в себе.

Конечная цель курса — свободный человек, уважающий интересы других.

Минусы:

  1. Многих смущает, что создатель всемирно известной педагогики Мария Монтессори не смогла воспитать собственного сына и отдала его в интернат.
  2. Наличие большого количества мелких предметов повышает риск травмирования: они суются в уши, нос, глотаются.
  3. Изначально программа разрабатывалась для умственно отсталых малышей, поэтому подходит не всем.
  4. Такая методика не вписывается в школьный стандарт, то есть ученику, привыкшему к свободному перемещению в саду, сложно придется в обычном классе со строгой дисциплиной.
  5. Недоверие родителей вызывают занятия в разновозрастных группах. Они боятся, что старшие будут обижать младших.
  6. Из-за отсутствия практической пользы М. Монтессори считала сказки вредными, и они исключены из программы. Также нет в ней соревновательных и ролевых игр, художественной литературы, музыки и рисования. И это, конечно, существенное упущение, так как не развиваются фантазия и творческие способности, у крохи не формируются понятия о добре и зле. Но ничто не мешает компенсировать данный недостаток дома.
  7. Некоторые специалисты высказывают мнение, что методика перенасыщена предметами, называют ее искусственной.

В нашем по большей степени авторитарном обществе важно прививать уважение к старшим, страх перед ними. В системе итальянского педагога воспитатель не имеет такого авторитета, как в традиционной.

В 2006 году в штате Висконсин (США) в Монтессори-школе провели исследование познавательных, академических и поведенческих навыков ребят. Результаты показали, что они превосходят обычных сверстников: лучше читают и считают, адаптированы в обществе и исполнительны, пишут более творческие эссе, позитивны и испытывают большее чувство общности в классе. Они имеют широкий кругозор, стремятся к познанию нового, умеют сосредоточиться на работе и обосновать свое мнение.

По решению ЮНЕСКО М. Монтессори стала одним из четырех ученых, которые определили педагогическое мышление в ХХ веке. Также в список вошли американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер и наш Антон Макаренко.

Советская система Макаренко тоже подтвердила свою эффективность, хотя базируется на противоположных вещах: семейственность и социальное общение. Основной упор делается на игру и трудотерапию, за что методика получила название «мозольная педагогика».

Макаренко призывал к полной демократизации образования, к детскому управлению. Его подопечные сами принимали решения, касающиеся их жизни, что учило их нести ответственность за свои слова и поступки. А наставник и ученик общались, как друзья. Но совершенно не учитывалась индивидуальность маленького человека, он ничего не значил вне коллектива.

Следует помнить, что каждый из нас уникален, поэтому стоит выбирать обучение, исходя из личных особенностей. Ни одна из методик не идеальна, нужно вычленять лучшее из разных практик и сочетать их в воспитании вашего ребенка.

(Visited 22 times, 1 visits today)